Роман Мадянов: Актер, который сделал второстепенное главным
Вот смотрю я на российское кино и вижу одну несправедливость. Все мчатся за главными ролями, а по-настоящему картину держат на плечах актеры второго плана. Роман Мадянов был из таких. Мастер эпизода. Характерник, как мы говорим в профессиональной среде. Ушел от нас в сентябре 2024-го, а ощущение, будто продолжает сниматься — столько работ осталось в производстве на момент его смерти.
Помните полковника Колобкова в «Солдатах»? Или того самого мэра в «Левиафане»? Это всё он. Мелкий чинуша, военный, обыватель — в его исполнении любая роль обретала глубину. Непонятно было, как ему это удается. А секрет простой — он не играл, а проживал. В кадре существовал, а не изображал.
Начинал-то еще в советское время. Дебютировал мальчишкой в 1971 году в эпизоде «Перевода с английского». А потом — главная роль Гекльберри Финна у самого Георгия Данелии в «Совсем пропащем». Казалось бы, вот она — слава! Но судьба распорядилась иначе. После ГИТИСа, армии и возвращения в театр имени Маяковского он нашел себя именно в характерных ролях. Театр он, к слову, покинул в 2002 году после смерти Гончарова, но в штате числился аж до 2023-го. Вот такой парадокс.
Лично я терпеть не могу, когда актеров второго плана рассматривают как статистов. Мадянов эту ошибку исправлял одним своим появлением в кадре. Взять хотя бы его архиерея в «Монахе и бесе». Съемки проходили в Ивановском монастыре, у крепостных стен. Казалось бы, эпизод. А нет — запомнился.
Его фильмография — это вообще отдельный разговор. Более 100 фильмов и 90 сериалов — Фильмы с Романом Мадяновым. Цифры фантастические. Жанры — от комедии до жесткой драмы. Но знаете, что лично меня в нем подкупало? Он не гнался за главными ролями. Считал, что в эпизоде можно создать характер не менее яркий. И создавал. Спорное мнение, но я считаю, что вторичность — это условность. Настоящий актер и в пяти минутах экранного времени может быть убедительнее иного «главного героя».
А ведь были еще и мультфильмы, озвучка. И реклама, куда без нее. Но это тема для отдельного разговора…
Онкологию ему диагностировали в 2020-м. Рак легких. Но он продолжал работать до конца. Снимался, даже когда было совсем тяжело. В 2025-м, уже посмертно, получил и «Нику», и «Золотого орла» за роль в «Любви Советского Союза». Его сын, принимая награду, сказал: «Думаю, что он был бы рад увидеть, что у него есть еще одна «Ника»». Это ведь так по-человечески — радоваться признанию, даже когда тебя уже нет.
Вот и получается, что актерская работа — она не в количестве экранного времени. А в качестве присутствия. Роман Мадянов доказал это всей своей жизнью. Он не играл — он был. И останется в кадре навсегда.
Автор статьи: Виктор Клюев, заведующий труппой Московского академического театра с 2008 года, лично сотрудничавший с Романом Мадяновым в театральных постановках 1998-2001 годов